главная Азбука Линукс Получить линукс Помочь сайту

Работа без графического интерфейса


Распространение операционной системы Linux на обычные персональные компьютеры (настольные системы) привело к тому, что появился новый круг пользователей, для которых командная строка (работа в режиме терминала) - некий хитрый процесс, всецело связанный с решением проблем первоначальной настройки и восстановлением системы. Естественно, данные операции, в которых рядовому пользователю весьма сложно разобраться без подсказки, стараются переложить на плечи системного администратора или более опытного друга.

На самом же деле использование команд, вводимых с клавиатуры, доступно любому пользователю. Даже больше, во многих случаях запуск ряда приложений и дополнительная настройка системы значительно проще без использования графических оболочек. Это, в общем-то, происходит оттого, что привычный графический интерфейс создается в Linux всего лишь программой, которая запускается точно так же, как и все остальные приложения.

В Linux пользователь всегда общается с операционной системой через оболочку, она же командный интерпретатор. То есть операционная система работает с оборудованием и запущенными в ней программами, а оболочка (популярен термин shell) выполняет роль буфера между пользователем и операционной системой.

Если разобраться, то фактически операционная система (ядро) одна для всех дистрибутивов, а вот разновидностей оболочек много. Причем существуют две группы оболочек. К первой группе, самой традиционной, относятся оболочки, предназначенные для работы в текстовом режиме. Часто используют термины: консоль, терминал, интерфейс командной строки или интерпретатор командной строки, подразумевающие одно и то же - ввод команд с клавиатуры. Ко второй, более молодой группе относятся оболочки, в которых пользователю предоставляется для управления программами графический интерфейс GUI (Graphical User Interface).

В основные функции оболочки входят: распознавание действий пользователя, передача команд ядру, вывод сообщений на экран.

Под действиями пользователя понимается ввод символов с клавиатуры. При нажатии им клавиш оболочка принимает поток символов и проводит анализ ввода. Последнее означает, что при вводе пользователем команды, известной оболочке, она должна выполнить ее сама или передать дальше. Следует сказать, что команды разделяются на встроенные и внешние. В последнем случае оболочка должна знать, где их искать. То есть, в конфигурационном файле пользователю необходимо указать не просто имя команды, а полный путь к каталогу, где находится программа, отвечающая за выполнение данной команды. Если оболочка не знает, как интерпретировать введенные пользователем символы, или не находит программу для выполнения введенной команды, то выдается предупреждение об ошибке.

Традиционно в Linux популярны интерпретаторы командной строки bash, csh, tcsh, ash и прочие. Каждый более удобен в своей области применения. Узнать об установленных в системе интерпретаторах можно по команде:

$ chsh -I

В графической оболочке, где работают мышкой, нет возможности прямо вводить команды с клавиатуры (конечно, это не касается горячих клавиш). Для использования командной строки в графическом режиме разработаны специальные программы - эмуляторы, которые в окне эмулируют стандартный терминал. Причем такой терминал предоставляет удобный сервис для пользователя. На правом рисунке показан пример, когда в графической оболочке KDE запущены программы Konsole и xterm, эмулирующие терминал. При этом внешнее оформление окон может быть изменено пользователем.

Используем эмулятор терминала на практике

В принципе, можно придумать много примеров использования терминала. Но вот, например, более реальный вариант. Вы приходите в гости к другу. Надо соединить два компьютера по локальной сети. У вас же установлена операционная система Linux, которая никогда не подключалась к локальной сети. Или возможен вариант, когда политика выделения адресов в локальной сети, к которой вы подключаетесь, отличается от той, к которой вы обычно присоединены.

Тут можно действовать тремя путями. Попробовать использовать различные программы из KDE и Gnome, чтобы настроить сеть. В другом случае традиционно для Linux корректируются конфигурационные файлы. Данная методика хорошо расписана, но когда надобность в подключении локальной сети минует, придется возвращать все настройки вручную.

Лучше выбрать третий, довольно редко упоминаемый способ. Для этого воспользуемся командами, которые меняют настройки только текущего сеанса работы. Установим статический IP-адрес компьютера командой:

ifconfig ethO 192.168.7.130 netmask 255.255.255.0 up

Так как в новой сети имя компьютера, которое вы используете, может быть уже занято, то меняем его командой:

hostname имя

После этого проверяем доступность ресурсов в сети:

smbclient -L имя_удаленного_компьютера

Вот и все.

Ряд возможностей, например в программе Konsole, выглядит неожиданно. К примеру, чтобы вставить содержимое Буфера обмена, используем "Shift+Insert", а для той же операции, но задействуя содержимое Буфера обмена X Window, необходимо использовать "Insert+Shift+Ctrl". To есть, обязательно надо учитывать, какой Буфер вы используете.



Закажи себе Linux на DVD

Hosted by uCoz